А впрочем, кажется, пришло время сделать небольшой перерыв в последовательной хронологии повествования и рассказать вкратце о соседях Руси с запада и востока.
Мы же не пишем учебник истории или историческую хронику. Просто размышляем над одним из ключевых моментов в истории Руси и делаем это на фоне исторических событий.
Поэтому мы не связаны жёстко требованиями соблюдения хронологической последовательности в рассказе, хотя и, в известной степени, придерживаемся её.
Этой счастливой, для нас возможностью можно и нужно воспользоваться для совершения небольших, но необходимых экскурсов во времени и пространстве.
В конце концов, история Руси есть часть мировой и европейской истории. Потому и рассказывать русскую историю в отрыве от европейской и мировой не совсем правильно.
Скучно, обещаю, не будет. В истории вообще скучно не бывает.
И начнём мы наш рассказ с Востока. С половцев. Они постоянно появляются на страницах нашего повествования и будут, уверяю вас, и в дальнейшем регулярно появляться.
А уж в историю Руси половцы врезались намертво. Огненным пером выжжены, кровавыми чернилами писаны они на её страницах.
Да и не только в историю. Половцы непременный персонаж русских народных преданий и былин, символизирующий там Силы Зла.
Змей – Горыныч – это половцы. Трёхголовый он, потому, что три большие половецкие орды терзали, в основном, Русь. А Змей он – потому, что на знамёнах и бунчуках половцев змеи присутствует в изобилии.
Кощей Бессмертный. Лютый злодей, сидящий в порубе на цепи. Выпусти его и много зла Кощей сотворит. Так это тоже половцы.
Знатных половецких пленников, которые по каким то причинам не могли выкупиться из плена, русские князья держали без особого комфорта. В темницах. Звались такие пленники – Кощеи.
Часто, русские князья, держащие у себя Кощеев, выпускали их для участия в очередной усобице. Тогда, вырвавшиеся на свободу Кощеи, лютовали за десятерых, мстя всеми белому свету за свои страдания.
Итак половцы. Народ, который в большинстве европейских стран называли куманы, в Средней Азии и на Востоке вообще – кипчаки, в Китае – цинь-ча, на Руси – половцы, в Польше – плавцы, Германии – флавен, в Венгрии – палоч. Впрочем венгры часто именовали их кунами или куманами, как это делали в Византии и Болгарии.
А самоназвание половцев было – шара-кипчак, то есть жёлтые кипчаки.
Это если переводить дословно. Славяне так и сделали. Половый цвет это жёлтый по славянски и есть. Отсюда и «половцы».
А их немецкое название «флавен» это от латинского «жёлтый цвет»
Но это просто дословный перевод. Калька.
А если перевести смысл названия «шара-кипчаки», то получится центральные или главные или самые сильные кипчаки.
Дело в том, что у степных народов стороны обозначались цветами.
И жёлтый или золотой цвет означает центр.
Синий или голубой это правая сторона. Так степняки обозначали Запад
Белый цвет – левая сторона. Так степняки обозначали Восток.
Отсюда, кстати, самоназвание двух половинок Улуса Джучи:
– Синяя орда, Кок-Орда (в историю она вошла как Золотая Орда) потому, что она разместилась в правой половине Улуса Джучи,
— а Сибирской орды – Белая орда, Ак–Орда, потому, что она разместилась в левой части Улуса Джучи — на Урале и в Сибири.
Сейчас наверно, прочитав это, вы решили, что автор лево-право перепутал. Ведь если на карту посмотреть, то Золотая Орда не справа, а слева, а Сибирь она как раз справа.
Но не торопитесь меня на «сено-солома» тренировать.
Дело в том, что мы смотрим на карту глазами оседлых народов. А оседлые они северо-ориентированы. Очевидно, такая ориентация как то сложилась в связи с Полярной звездой.
Поэтому, в нашем представлении, Запад – это слева, Восток – это справа.
А вот кочевники они наоборот, юго-ориентированы. Это, очевидно, связано с тем, что на стоянках юрты всегда ставят дверями на юг.
Вот вышел из такой юрты кочевник лицом на юг. Что у него справа? Что слева? Вот именно.
Ну, а жёлтые, это, как уже говорилось, центральные. Поэтому и смысл второй этого слова «самые главные», «самые сильные», вообщем «мы самые-самые-самые»
Ну, а «кипчаки», что значит? А это, как часто бывает у народов, имя легендарного прародителя. В половецких преданиях его звали Кипчак.
Хорошо, а откуда возникло название «куманы»?
А оттуда же откуда русское «Змей-Горыныч» (ключевое слово тут Змей)
Половцы долгое время были частью Кимакского каганата.
Это одна из самых загадочных степных империй (империя по тюркски – «каганат») возникшая после развала Великого Тюркского Каганата.
Находился Кимакский Каганат примерно на территории нынешних Северного Казахстана, Омской области, Алтая, Новосибирской области и Кузбасса. По крайней мере так рассказывают о нём арабские авторы и археологические находки эти известия подтверждают.
Одним из значений слово «кимаи» или «киаи» или «кумаи» ( это всё одно и тоже название в разных транскрипциях) будет «змеи».
Змеиный каганат – вот откуда выползла на Русь эта нечисть!
Своё прошлое они помнили и ценили. Змеи красовались на их знамёнах.
Змеи извивались на их щитах.
А серебряная палка обвитая серебряным изображением змеи была символом власти у половецкой знати.
Ну вот, с названиями разобрались. Теперь будем разбираться: как и почему они вынырнули из сибирских глубин и появились на границах Руси.
И начнём с географии.
Есть в Великой Степи так называемые «Ворота народов». Это местность между Южным Уралом и Северным Каспием.
Из века в век именно этими «воротами» проходили всесокрушающие, неодолимые волны степных нашествий на Европу.
Но на несколько веков, примерно с шестого по десятый эти ворота наглухо были закрыты. Держал их запертыми великий Хазарский Каганат. Почти четыре века как скала защищал он Русь и Европу от потоков степных хищников.

Нам, от которых Каганат закрыт другими, более великими империями, трудно понять какое огромное политическое, культурное и цивилизационное влияние он оказывал на окружающие народа. Причём, даже после своей гибели. Чтоб было понятно, скажу, оно было сравнимо с влиянием Рима на народы европейские.
Чтоб далеко не ходить – только один пример. Древнерусский герб «трезубец» (нынешний герб Украины) это чуть изменённый «двузубец» — Герб Хазарского каганата.
После того, как князь руссов Святослав при помощи печенегов захватил приграничный хазарский город Саркел, он так возгордился этой победой, что решил отныне ставить себя на одну ступень с хазарскими каганами.
И взял себе их герб «двузубец». Позднее, при Владимире Святом, из каких- то соображений к нему был добавлен третий зуб.

Как и в Европе за великую честь было носить титул Император, пытаясь тем самым, хотя бы по названию, поставить себя на одну ступень с могучими властелинами, давно умершей Империи, так и некоторые русские князья принимали титул Каган Руссов, чтобы лёг на них золотой отблеск величия и славы, давно погибшего к тому времени Хазарского каганата.
Но всему приходит конец. Как и люди, государства и народы рождаются, крепнут, стареют и умирают.
Такая судьба была, есть и будет у всех стран и народов. И это хорошо! Ибо вот в этой непрерывной цепочки рождений и смертей залог продолжения жизни на земле.
В десятом веке пришла пора умирать и Хазарскому каганату. Так как история Хазарского каганата есть безусловно история России, нелишне нам будет посмотреть на его гибель.
Погубила Каганат внутренняя борьба за власть.
Издавна правили им два древних степных рода. Род хазарский – Ашан и род болгарский – Дулу.
Выходцы из хазар-Ашан сидели на престоле каганов.
Власть кагана была безграничной, но, в последний период существования Каганата, чисто номинальной. Фактически власти у хазарского кагана было гораздно меньше чем у современной нам английской королевы.
Вот с чем это было связано.
Каган в Хазарии был максимально сакрализирован.
То есть он считался практически живым богом. Его личность и его жизнь была окружена многочисленными тайнами и табу.
Видеть его и разговаривать с ним могли лишь немногие, да и то после сложного обряда очищения. Если же кто нибудь иной, пусть и случайно, видел кагана, то такого бедолагу немедленно казнили.
А сам каган, тоже был скован многочисленными запретами. Не общаясь с внешним миром, не имея оттуда практически никакой информации, в управлении делами государства, он, разумеется, никакого участия не принимал.
Ну просто, технически не мог этого сделать даже если бы вдруг захотел.
Была ещё одна, очень неприятная особенность в положении хазарских каганов. При любой неприятности, обрушивающейся на страну: засуха, стихийные бедствия, неурожай, поражение в войне, кагана просто убивали.
Он же обладает божественной силой? Обладает. Значит должен оберегать страну абсолютно от всех бед и невзгод. Ну, а если не уберёг, значит, ослабла его божественная сила. Зачем такой каган нужен? Вот и убивали.
Когда каган старел, его тоже убивали. Считалось, что у старика божественная сила слабеет. Это может повлечь несчастья для страны и народа , вот с целью профилактики состарившегося кагана и убивали.
А кто же реально управлял Хазарским Каганатом?
Это был хан-бэк или царь или шах ( в разных источниках эту должность именуют по разному)
Занимать этот пост мог только болгарин из донского болгарского рода Дулу
. Именно хан-бэк распоряжался всеми делами в государстве. Причём он не давал в этих делах отчёта никому, даже кагану.
Именно хан-бэк устанавливал размеры даней, пошлин, налогов. И именно он распоряжался всей государственной казной.
У хан-бэка было свое постоянное войско из 10-12 тысяч всадников. Они служили за жалование. Содержать постоянное войско за жалование, штука очень дорогая и встречается в истории средневековья только в Византии, в Хазарии и, позднее, у Тамерлана.
Кроме этого постоянного войска в распоряжении хан-бэка было феодальное ополчение. Куда каждый подвластный Каганату хан или бэк должен был выставить определённое число воинов.
Именно хан-бэк иногда по своей инициативе, а иногда по просьбам населения решал вопрос об убийстве кагана. И он же решал, кто будет новым каганом.
Каганы, утратив после арабо-хазарских войн реальную власть в Каганате, никогда не утрачивали желание вернуть себе её обратно
Это стремление и привело каганов к… иудаизму.
Логика понятна. Чтобы вернуть власть, надо стряхнуть с себя путы сакральности. Чтобы стряхнуть с себя эти путы, надо расстаться с язычеством.
Но в пользу какой религии?
Мусульманство не подходило, так как память о проигранной арабо-хазарской войне всё ещё довлела над хазарами.
Христианство? Эта религия была широко распространена в Каганате. Существовали даже отдельные епархии. Готская например. Целые хазарские роды переходили в христианство. Так например сделал один из влиятельнейших хазарских ханов Алп-Илитвер.
Но распространение христианства вело к усилению влияния в Каганате Византии. А Византия своё влияние направляла исключительно на то, чтобы хазар из Крыма вытолкнуть. Для каганов перейти в христианство означало волей-неволей поспособствовать Византии в этом деле. На это, разумеется, каганы пойти не могли.
Оставался иудаизм. Вот в него то и обратился каган Обадия.
Реакция на это последовала незамедлительно.
Болгарские хан-бэки сразу сообразили для чего хазарский каган предпринял такой шаг. Но они не собирались уступать власть в Каганате.
И вот в Хазарском Каганате полыхнула огромного размаха гражданская война. Великие степные роды Ашан и Дулу вцепились друг другу в глотки в борьбе за власть.
И эта борьба двух великих степных родов повлекла за собой гибель Хазарского Каганата.
Гражданская война вещь сама по себе страшная, но вдвойне она страшней, когда принимает религиозные формы.
Каганат полыхнул от края до края! Воевали столичная итильская аристократия, возглавляемая каганом, против провинциальной степной знати.
Борьба была беспощадной. Бились в полную силу.

На стороне степных родов численное превосходство. На стороне кагана деньги. Их ему в изобилии предоставляли купцы иудейского вероисповедания, количество которых в Каганате, после принятия каганом иудаизма, увеличилось. Это не удивительно, так как Иудаизм тогда был не национальной еврейской, а одной из мировых религий наравне с Христианством и Исламом.
В Каганат, например, Иудаизм пришёл из Хорезма, тоже, в то время иудейского государства.
А, допустим, в Европе значительная часть населения государства Карла Великого исповедовало Иудаизм.
Одно время казалось, что лагерь кагана терпит поражение. Даже сам каган погиб, причём зарезали его вместе со всей семьёй. Впрочем, как и положено резать правителей во время гражданской войны.
Но, к несчастью для Хазарии, род каганов не дорезали.
Появляется новый каган, который в борьбе за власть нанимает себе на службу кочевой народ-венгры.
Война кипит не прекращаясь!
И, разумеется, сильней от этого Каганат не становится. Степные народы, ранее покорно входившие в состав Каганата, зашевелились и начали отделяться.
Так в восточном поволжье, из отделившихся степных племён сложился племенной союз, получивший название по самому сильному племени – печенеги.
Византийский историк сообщает, что печенеги, в знак того, что они приобрели независимость от Каганата, отрезали себе рукава на одеждах и побрили бороды. Так они и запомнились потом истории, безбородые и летом всегда одетые в одежды без рукавов.
Печенеги сильнели, Каганат слабел. Наконец настал день когда печенеги вмешались во внутреннюю войну Каганата, просто уничтожив обе стороны борьбы и стерев с лица земли сам Хазарский Каганат.
Уничтожив Хазарский Каганат, печенеги стали единственными хозяева степей от Волги до Дуная.
Но тем самым они разрушили вековые замки, надёжно запиравшие Ворота Народов.
Так степной пожар пришёл на Русь. Степь, конечно, и раньше доставляла славянским племенам немало бед Но с установления на Руси государства она несколько веков могла развиваться в своеобразных парниковых условиях, прочно прикрытая от чуждых враждебных влияний с Востока хазарами, с Запада поляками.
Этим и объясняются дальние и смелые походы руссов то в Закавказье, то в Болгарию, то к Константинополю.
Свою землю не надо было защищать, отчего бы не сходить за добычей в дальние богатые страны.
Но в десятом веке русичам пришлось обнажить меч против Дикого поля и уже не вкладывать его в ножны века и века.
Печенегам Русь ломала хребет долго. По словам летописца была «…Рать велика и безпристанна…»
Закончил эту борьбу Ярослав Мудрый. Закончил победоносно. Выше уже рассказывалось, какому страшному разгрому подверг он печенегов. Но о победе приятно и несколько раз послушать. Пусть нам расскажет ещё о ней русский летописец.
Специально на современный лад не перевожу. Поймёте и так. Наш язык, в отличии от многих европейских, очень мало изменился с тех времён. Мы, наверно, с нашим далёким предком смогли бы без переводчика говорить. А вот французы или англичане вряд ли.
Прочтите, насладитесь стариной русской речью:
«И бе сеча зла, и одва одолев к вечеру на третий день Ярослав. И побегоша печенези розно и не ведахуся камо бежачи и овии бегающее топяху в Ситомли, инеи же во иных реках и тако побегоша, а прок их прибегоша аж до сего дня»
Наверно это сражение по масштабам было вполне соотносимым с Куликовской битвой. Но ход его, нам, к сожалению, не известен, так подробно как на Поле Куликовом.
Известно лишь место. У Золотых ворот Киева. Сейчас это самый центр города.
С тех пор печенеги ушли из Дикого поля на Дунай. Они и раньше там селились, а теперь все ушли.
И Дикое поле опустело. Самые благодатные земли во всей Великой степи, приволжские, донецкие, донские и азовские степи стояли пустыми!
В середине десятого века, через распахнутые настежь Ворота Народов в Дикое поле из Змеиного каганата, таинственного государства, что только тенью едва проскальзывает по ветхим страницам самых древних арабских рукописей, поползли половецкие змеи.
Сначала помаленьку, тоненьким ручейком,осторожно озираясь и не веря своей удачи, потом всё больше и больше, всё шире и шире становился змеиный поток.
И свились они в Диком поле на границах Руси в три огромных шипящих клубка. Беда страшная, небывалая пришла на Русь!
( Продолжение следует)