Армия. Отпуск -2. Баку.

  1. Во время  моего совершенно фантастического отпуска проведённого в солнечном Узбекистане,

Армия. Отпуск. Узбекистан

в части произошли некоторые изменения, которые коснулись и меня непосредственно.

Игорь Голованов,  с которым я жил в общежитии для холостяков, а именно в двухкомнатной квартире со всеми удобствами и  даже с горячей водой из под крана, пошёл на кардинальные изменения в своей жизни :  он решил, во — первых, остаться в армии, во — вторых, стать семейным человеком. Во время моего отсутствия он женился и покинул славный клуб холостяков.

Поскольку он приобрёл статус семейного человека, то ему отдали нашу квартиру, а меня , как единственного холостяка, перевели в другое помещение.

Помещение представляло собой трёхкомнатную квартиру на втором этаже в  кирпичном доме, все остальные дома были блочные.

Мой дом и окна на втором этаже

Квартира была очень удобная, тёплая и основательная : деревянные полы, толстые кирпичные стены, небольшие комнаты, могучие чугунные батареи, огромные деревянные подоконники, уютный балкон, словом этакая берлога.

Отличалась она от предыдущей квартиры в блочном доме, как добротная деревенская изба отличается от дачного коттеджа.

Единственный недостаток — не было централизованной горячей воды, а стоял в ванной титан и чтобы помыться его надо было топить, все остальные прелести цивилизации присутствовали.

Чтобы компенсировать этот недостаток, в подвале,  за каждой квартирой была закреплена обширная кладовка для хранения дров и прочего разного  полезного хлама с дверями на замке.

Поскольку я к тому времени уже был не первогодок, а опытный служака, то мигом организовал себе подвоз в качестве дров  укупорки от взрывателей , квадратные плашки , размером, чуть меньше кирпича с высверленными дырками , куда вставлялись взрыватели. Сделаны они были из сосны и горели просто великолепно, давая сильный жар.

Для того чтобы нагреть титан хватало шести плашек. Я привез целый грузовик и бойцы забили мою кладовку под завязку и даже осталось.

Остаток я отдал соседу, портному, который ушивал и подгонял мне форму. Он теперь оказался моим соседом и был несказанно рад ибо эти плашки считались самым лучшим материалом для титана — были чистенькие, аккуратные и давали лютый жар. За подгон обещал обшивать меня до конца моей службы.

Часть плашек я приказал перетаскать мне прямо в дом и аккуратно сложить в большой комнате вдоль стены.

Всё.

Проблема с горячей водой была решена. Но топить каждый раз, когда надо было ополоснуться было хлопотно да и лень, то  я частенько мылся под ледяной водой, что закалило меня невероятно и принесло пользу, так, что нет худа без добра.

Словом , я оказался один в трёх комнатной квартире,  причём в только что отремонтированной ,  с мебелью и даже…с телевизором и телефоном.

Круто.

В довершение к интерьеру я привез из дома магнитофон и приемник.  Райский уголок приобрёл полностью завершённый вид.

В этом райском уголке я и расположился в самой маленькой и самой тёплой комнате с видом на сосновый лес.

Просто санаторий !

План моей квартиры.

 

За хлопотами и  службой не заметил как наступила зима и приблизился дембельский 1986 год.
По этому поводу я был вызван к замполиту  и назначен на очень высокую должность — должность  Деда Мороза.

Мне в подчинение была выделена красивая  девушка на роль Снегурочки, а так же полагающиеся по статусу Деду Морозу средства передвижения по военному городку : настоящие крепкие сани  розвальни, запряжённые настоящим рысаком и кучер в тулупе.
Вот не ожидал!
А надо сказать, что в городке на базе Дома Офицеров, существовал театральный кружок, который возглавляла жена главврача больницы — Тамара Довгань , с сыном которой, Димой, я «качался» в спортзале.
Так вот, реквизит в том кружке был весьма достойный, в том числе  наряд Дедушки Мороза и Снегурочки, который включал в себя, в моём случае : толстый меховой тулуп до пят, обшитый яркой красной материей и расшитый всякими узорами,  длинный кушак и стилизованную шапку, крепкий посох, тёплые  валенки, и конечно же…бороду.

И вот в канун Нового Года, облачившись в эти одежды и встав на запятки саней (Снегурочка ехала в санях) я на рысях отправился поздравлять с наступающим Праздником  подразделения и службы гарнизона.
Погода была, помню, самая что ни на есть новогодняя — чистейший  хрустальный снег, иней, сосны, голубое небо и солнце.
В роли Деда Мороза я никогда не выступал, да и на санях до этого ни разу не ездил, а тут всё сразу…словом захватил меня восторг и я в таком приподнятом настроении и на кураже, подкатывал к воротам учреждений и вместе со Снегурочкой ходил по комнатам и цехам и громогласно поздравлял всех с Наступающим и желал всякого хорошего.
День прошёл не заметно.
А на сам Новый Год ко мне в гости приехал мой друг Виктор Сергиенко, с которым я учился в институте с двумя подругами. Я их поселил в своей квартире и оставил справлять Новый Год ибо сам  был задействован на всевозможных…корпоративах.

Уже ближе к утру пришёл усталый но…довольный и уже там в кругу друзей продолжил отмечание. Следующий день помню очень смутно ибо…да что говорить и так понятно. Но было очень круто!

Один из самых памятных моих Новых Годов!

Я в роли Деда Мороза.

 

Потом наступили суровые будни и очень холодная зима.

Помню, в феврале на огромном градуснике,  что стоял на территории и показывал температуру возле самой земли,  первый и последний раз видел по-утру отметку — минус 42 градуса.
О, как!

Именно этой зимой наступил конец нашему с Игорем Штыкиным  » бизнесу» .

Когда командир части  отбыл по своим карьерным делам в Москву и за него остался отец Игоря , то мы двинулись в очередной поход по окрестностям, но уже не на уазике . Нам, в связи с суровой и снежной зимой был выделен могучий военный трёхостный ЗиЛ 131 кунг с печкой.

Проехать даже на УАЗике по российским, деревенским, снежным, дорогам не представлялось возможным.

Только на могучем военном колёсном вездеходе.

И вот мы утром выехали в поход в самом расчудесном настроении, прекрасно понимая с какой радостью нас будут встречать в деревнях и летом то не очень избалованные вниманием жители деревень, а уж снежной зимой и вовсе всеми позабытые.

Но случилась беда: новгородские зимние деревенские дороги оказались не под силу даже могучей военной техники.

Полетел передний мост. Заклинило. Намертво встали в заснеженном , берендеевском лесу в положении , как пел Высоцкий — «Туда 500, назад 500 и  утром точно заметёт !»

Агрегат заглушили.

Забрались в кунг.

Разожгли печку и устроили совещание. По итогам мозгового штурма было принято следующее решение: поскольку нам с водителем нельзя покидать вверенную секретную военную технику, то идти за помощью остаётся Игорю.

Игорь, человек бывалый, на войне раненый, и потому , как поётся в песне — » А я ушаночку поглубже натяну, слезу смахну», ушаночку поглубже натянул, вздохнул и отправился по колее к людям за помощью.

Мы остались.

Стало смеркаться.

Мороз усиливался, сколько ждать помощи я не представлял, но готовился всю ночь провести здесь. Почти так и вышло, но , опять же как поётся в песне Высоцкого о подобной ситуации  — » Пришёл тягач, и там был трос и там был врач», короче,  Игорь добрался до телефона и вызвал помощь.

Случай получился громкий и было принято решение — судьбу больше не испытывать и поездки прекратить.

Так и сделали.

В начале года утвердили график отпусков,  и оказалось что мне полагается ещё один месячный отпуск и полагается он мне в апреле. Ну в апреле, так в апреле ибо я уже знал где его проведу и как.

Адские морозы вдруг внезапно отпустили и тут я всерьёз увлёкся лыжами, катался при первой же предоставившейся возможности.
А возможности были — я привёз из Ленинграда свои беговые лыжи с современными креплениями, трассы лыжные в городке были как 10, так и 15 километров, накатанные и проходящие по живописнейшим местам вдоль реки и по сосновым борам, погода самая что ни на есть лыжная  — знай катайся не ленись, и я не ленился — все выходные на лыжне, а на неделе  ещё и перед дежурством.
Время, полагавшиеся для отдыха и сна перед суточным дежурством, я посвящал лыжам — пробегал 10 км, потом мылся ледяной водой (время топить титан не было), отдыхал часок и очень бодрый и румяный приступал к несению службы.

Хорошие были времена!
Правильные.
Здоровые.
Цельные.

Таким вот образом промелькнул март и надо было собираться в отпуск, тем более, что меня уже ждала «хитрая» путёвка приготовленная  Сергеем Игнатьевым — на Кавказ.

Баку — Ереван — Дилижан -Тбилиси — Кутаиси — Батуми.

От моря до моря по всему Кавказу ! Здорово !

Ленинград — Баку.

К моему приезду Сергей Игнатьев уже всё со мной согласовал, оставалось лишь прибыть в бюро путешествий и оплатить тур.
Тур был многообещающим — весна на солнечном Кавказе, который является по меткому выражению Этуша  …и кузницей, и здравницей, и житницей !

Покончив с формальностями оформления документов в части, прибыл в родной город Ленинград.
Апрель.
Весна.
Надо сказать, что в отличии от многих я весну не люблю, во всяком случает того образца, что представлена у нас в Ленинграде и окрестностях: сыро, о-очень грязно, мокро, пасмурно и долго. Я, кстати, поскольку вырос на военной базе в Заполярье до сих пор ничего не имею против зимы, она мне даже очень нравится -лыжи, коньки, баня и всё такое.
Ну и лето, понятно, а вот демисезонье…увольте.
Но, ближе к теме.
Встретились с Сергеем, оплатил путёвку, он мне всё растолковал что к чему, причём растолковывал в ресторане «Метрополь» за бутылкой доброго коньяка и королевской закуской.
На следующий день, загрузившись в прямой поезд Ленинград — Баку я отбыл из слякотного и сырого Ленинграда в тёплые края!
Поскольку ехал сразу после посиделок с Сергеем, то дорогу помню как -то смутно.

В памяти остался лишь  (печально сейчас знаменитый ) город Грозный и город Махачкала. Почему не знаю.
Думаю из — за названий.
Утром прибыл наконец — то в славный город Баку!

Тепло, светло, солнечно!

Ай, хорошо.

Добраться предстояло до знаменитой бакинской набережной , где находилась гостиница «Абшерон». Шиковать, как Юрий Никулин, раскатывая в булочную на такси, не стал ибо исповедую принцип «Дядюшки Скруджа » — сэкономленные, всё равно что заработанные и  скромно загрузился на автобус и за пять копеек доехал до места.

Гостиница» Абшерон » находилась на самом «козырном» месте, а именно на набережной, на Приморском бульваре и оказалась многоэтажным «небоскрёбом».

  • Гостиница » Абшерон».

Замечательно!

Уладив формальности поднялся в номер на последних этажах вышел на балкон и застыл поражённый красотой мне открывшейся  картины — море, набережная, город.
Всё залито ярким солнечным светом!
Эх, хорошо в стране советской жить, тогда подумал я и не ошибся!

Баку — город приморский.
А как известно, во всяком приморском городе самое главное и красивое место это набережная.

Баку не исключение, более того, по моему мнению набережная Баку была самая шикарная и красивая набережная в СССР.
Не даром Дом Правительства Азербайджана находиться на набережной и парадным входом смотрит на море.
Каждый турист, у которого была путевка на этот тур,  самостоятельно добирался до этой гостиницы со всего Союза, а уже там группа окончательно формировалась.
Поскольку я уже был опытным в этом плане путешественник ( по такому же принципу недавно был пройден Узбекистан ) то сразу же за завтраком стал присматриваться к людям, что -бы сходу сколотить мини — коллектив по типу узбекского.
Почти сразу же мне глянулась компания молодёжи ( да я и сам был молодёжь) состоящая из двух девушек и парня.
Девушки были  одна блондинка, другая брюнетка,  парень был не большого роста  очень бойкий еврей, который постоянно шутил, острил и всех веселил.
Как потом выяснилось они все трое были из Риги и с одного предприятия, а именно, хлебопекарного завода.
Сейчас уж не помню как толком, но перекинувшись парой слов с Сашей, а так его звали, влился в компанию рижан, типа, я почти земляк, далеко ли там от Питера до Риги.

Задружились.
Распорядок был традиционный: с утра экскурсия, вечер свободный.

Первая экскурсия понятно обзорная по Баку с окончанием в Старом Городе.
Отправились.
Театр имени Магомаева, улица 26 -ти Бакинских Комиссаров ( одна из центральных) и так далее.

Погода замечательная.
Весна.
Баку очень красивый, но не совсем опрятный город, такое сложилось впечатление.
Всё же южный город.

Ну да это мелочи.
Заехали на обзорную площадку возле телевышки, полюбовались панорамой города и моря…красота !

 

Красота !

Далее Старый Город и Девичья Башня.
Там всё, естественно, пешком.

» Девичья башня».

Экскурсия состояла на половину из рассказов и мест связанных с историей города, а на половину из показа мест, где снимали фильм «Бриллиантовая рука» и прямо надо сказать — последнее интересовало всех гораздо более, чем древние исторические места.

Шорт потери…

Долго фотографировались у места « шорт потери!!!» и отстали от экскурсии, но не особенно расстроились ибо набережная рядом и найти куда идти, в отличии от культового фильма, там совсем не трудно.

Мы с Сашей дуркуем.

Да-а-а, набережная Баку это конечно нечто ! Широченная, ухоженная, чистая с массой зелени ну и конечно море.

Не прошли и нескольких метров как нас окружила компания молодых людей одетых почти все в тёмные костюмы и белые рубашки, у некоторых между воротом рубашки и шеей был вставлен носовой платок, что помню очень удивило меня,  а это зачем?
Ребята стали интересоваться кто мы, откуда.

Но не агрессивно, а дружелюбно с целью поболтать и всё такое. Я так понял что это своего рода местные  набережные тусовщики. Поговорили ни о чем.
В конце я спросил — а почему у вас платки так одеты?
Мне рассказали.
Вокруг Баку пустынные места и когда дует ветер, а он дует почти постоянно, то поднимается пыль и воротник белоснежной рубашки ( а у тусовщика именно  белоснежная должна быть) очень быстро становиться грязным и рубашку надо стирать.
Вот платок и выполняет роль подворотничка. Всё же платок стирать гораздо удобнее чем рубашку.
Как-  то так.
На следующий день была поездка в район Нефтяных Камней, это не далеко от Баку и осмотр храма огнепоклонников — зароострийцев.
Район Нефтяных Камней типичный промышленный район : бетонные заборы, промышленные сооружения и трубопроводы, правда панорама уходящих в море вышек зрелище довольно необычное и потому запомнилась.

Храм огнепоклонников представлял собой площадку и небольшую беседку, где горел огонь.
Штатный местный фотограф сделал фото и мы дружно приняли подобающие позы, сложив перед собой руки.

Во второй половине дня было посещение зоопарка, но тут ничего необычного, помню только что он на холме расположен и внутри много просторных открытых вольеров со зверями.
После осмотра решили самостоятельно добираться пешком до набережной, ну типа, заодно и по городу погуляем.
Ха. Размечтались.
Вот тут случилось интересное.
Идём мы по пустынной улице, типа, не по самой центральной и не по самой чистой.
Идём болтаем о том о сём, тем более у Саши рот вообще не закрывается, балагур ещё тот, и вдруг нас обгоняет белая волга «Газ -24», сначала обгоняет, потом останавливается и задним ходом начинает пятиться к нам.
Поравнявшись, распахивается водительская дверь и от туда вылезает, вернее даже не вылезает, а выскакивает тугой, весь налитОй, жизнерадостный азербайджанец в светлом костюме и кремово — розовой рубашке.
Такой весь загорелый, гладкий и благоухающий парфюмом.

Вылетает он значит и раскинув руки перегораживает нам путь, и с такой улыбкой, что сразу видно человек с самыми добрыми намерениями нас остановил.
Словом этот человек , не помню как его зовут, очень хочет с нами познакомиться, мы ему симпатичны и вообще он хочет нас покатать по Баку и довезти до куда нам надо.
Во , блин !
Я вообще — то наслышан о южном гостеприимстве, сам испытал такое в Ташкенте,  но тут было так искренне, что отказать не было никакой возможности.
Уселись в машину, кстати она так и стояла с распахнутой водительской дверью посредине улицы, и поехали кататься.
« Волга» оказалась под стать владельцу, во — первых она была новая, это хозяин нам сразу поведал и во — вторых вся такая по восточному шикарная, во всяких брелоках, накидках, коврах и всё такое.
Дядька оказался балагур ещё круче Саши, хохотал, рассказывал про Баку и вёл машину с какой — то подростковой лихостью, помню на центральной улице чуть не на полном ходу развернулся и поехал в обратную сторону.

В общем человек был очень весёлый, жизнерадостный и просто упивался жизнью, своей машиной.
Мы конечно ему подыгрывали как могли, нахваливали его машину ( он аж жмурился от удовольствия) , нахваливали город, людей и так далее.
Потом началось вообще невообразимое — дядька заявил, что мы все ему очень понравились и особенно девушки (да кто бы сомневался) и он нам хочет сделать подарок !
Фига се.
Тормознул у магазина, заехал аж на тротуар, хотя нужды в этом не было никакой( улицы почти пустые и места для стоянки хоть самолёт паркуй) и умчался внутрь магазина.

Пока его не было мы обсудили обстановку и девчонки во всё мигом врубившись, решили, что надо от его гостеприимства потихоньку избавляться ибо чревато, меж тем дядя вышел из магазина, уселся за руль и презентовал  подарочный набор в который входили три бутылки вина и огромную коробку зефира.
Дальше пошёл разговор о том, что он нас отвезёт в гостиницу, а вечером подъедет к гостинице и мы все пойдём в ресторан…он угощает.
На том и порешили, но…приехали мы совсем не к той гостинице, где мы жили, а к находившейся с другой стороны Дома Правительства, она очень была похожа на нашу, если бы вышел конфуз, сказали бы что обознались.

Ситуацию просчитал Саша, который работал экспедитором и развозил хлеб по магазинам с завода и судя по всему имел всякий разный жизненный опыт,  приобретаемый если работаешь в торговле.
Он сразу сказал, что нельзя показывать где мы живём…потом не отвяжемся.
Расстались возле входа, « договорились « встретиться в восемь вечера.
Пошли на набережную обсудить ситуацию ибо что обсудить было.
Решили что встречаться не будем, а вечер скоротаем у себя в гостинице, тем более что на самом последнем этаже , по словам гида, располагалась одна из самых крутых дискотек Баку, где даже танцуют…брейк!

О как !

Да, надо ещё отметить, это был наш последний вечер в Баку, на завтра мы отправлялись на поезде в Ереван.

Продолжение следует…

Оставьте комментарий